Случилось всё нижеописанное на работе, когда в один из посленовогодних дней я принёс с собой свою камеру. А принёс я её, потому что уже который день обещал сделать тестовые снимки с помощью объектива Sigma 24-70 F2.8 EX, да всё никак не мог найти для этого времени. В итоге, коллеге, который озадачился покупкой этой линзы, попала в руки моя камера с накрученной на неё сигмой, и все необходимые тесты он провёл сам. Как это часто бывает, в таких случаях, ещё некоторое время разговоры велись исключительно о фотографии.
Мы успели обсудить преимущества той или иной системы, стёкол и даже немного померяться пиписьками творческими успехами. В итоге всё скатилось к рассказам всяких фотографических баек. Одну вспомнил и я…
Эту историю я прочитал когда-то на одном из фотофорумом, завсегдатаем которого я когда-то был. Дело было примерно во время появления Canon EOS 5D. Камера была очень неплохая, отзывы были исключительно восторженные со стороны кэнонистов и даже сдержанно хвалебные со стороны некоторых никонианцев (две группы фанатичных пользователей техники Nikon и Canon отличаются почти религиозной нетерпимостью друг к другу). И тут поступает негативный отзыв от какой-то дамы. Она жаловалась на испорченный отпуск по вине этой камеры. Она купила её перед самым отъездом в какую-то экзотическую страну, в надежде, что за эти немалые деньги камера будет радовать её исключительно шедеврами, а на выходе нет ни одного нормального снимка. Типа, камера делает чудовищно смазанные снимки, на которых ничего нельзя разобрать, и никакие настройки не могут спасти положения. Сначала ей посочувствовали. Ну попалась человеку бракованная камера, ну не повезло, бывает. Однако, всё оказалось намного интереснее. На вопрос а каким объективом девушка пользуется, был дан ответ примерно такого вида: “А что, за такие деньги к ней ещё какой-то объектив покупать надо?” Вот тут-то стало всё понятно… Дама просто отвинчивала крышку-заглушку, закрывающую камеру в отсутствии объектива, и снимала безо всякой оптики! Что у неё получалось, страшно было и представить.
Посмеявшись над незадачливой фотографиней все уже начали возвращаться к работе, как вдруг у кого-то возникла мысль. А что у девицы реально получалось-то? Ну итак это не вопрос, с камеры сняли объектив, ослепив её, и сделали снимок. В итоге получился кадр №1:
Хм. Понять, что изображено на фотографии, решительно невозможно. Съёмка пейзажа за окном дала примерно такой же результат. Снимки получаются не просто нерезкими, на них невозможно ничего разобрать. Так что вся история могла оказаться шуткой одного из посетителей форума.
Но допустим, что история правдива, и тебе случилось оказаться в роли такой дамы далеко от цивилизации. Допустим, что первоначально камера была с объективом, но по какой-то причине (агрессивные туземцы, метеорит, происки инопланетян) его лишилась. Есть ли у тебя шанс сделать снимки такой вот ослепшей камерой или стоит упаковать её в чемодан и забыть там до лучших времён? Нет, нас такие мелочи не остановят. Настоящий фотограф может снимать даже мыльницей (такой пластиковой коробочкой, в которой возят в командировку мыло)!
Итак, для изготовления универсального объектива из подручных средств нам понадобится: кусок плотного непрозрачного материала (может подойти и заглушка, надеваемая на байонет камеры), острый инструмент (гвоздик, булавка или перочинный ножик) и что-нибудь непрозрачное, сворачиваемое в трубочку. Я для эксперимента использовал картон от коробки из-под компьютерных комплектующих и металлическую скрепку. В картоне скрепкой проделываем небольшое отверстие. И листом картона закрываем отверстие для объектива на камере. Наводимся, спускаем затвор и получаем кадр №2:
Хм. Это уже кое-что. Вполне себе кадр, а не непонятная муть, как на предыдущем кадре. Подходим к окну и делаем кадр №3:
Упс! А тут как-то не очень… Контраст упал так сильно, что вытягивая картинку пришлось даже сделать её чёрно-белой, так как цвет исказился неимоверно. А вот для исправления этой ситуации нам и пригодится что-то непрозрачное, сворачиваемое в трубочку. Для повышения контраста необходимо соорудить бленду, свернув конус и прикрыв им отверстие от боковой засветки. В случае кадра №2 роль бленды сыграли стены комнаты, поэтому изображение вышло куда как более живым. Ну и дырочку лучше делать поменьше и аккуратнее, например, наколов её булавкой. Теперь, оказавшись на необитаемом острове посреди нашествия инопланетян с одной лишь тушкой зеркалки или даже только роликом плёнки, ты не упустишь ни единого интересного кадра! Остаётся лишь пожелать творческих успехов и раскланяться.
Подробности для Любознательных:
Подобный метод получения изображения известен чуть ли не со времён древних греков, а может даже и с более ранних. Существует даже целое направление в фотографии, использующее для съёмки вместо объективов небольшое отверстие в корпусе камеры. Сама же камера может быть простым спичечным коробком, с прикрученным изолентой контейнером для плёнки. Называется это – Pinhole Photography. Просто и доступно каждому.